Роспотребнадзор: О правилах возврата и обмена
технически сложного товара
17.02.2021 г.
Роспотребнадзор напоминает, что когда вы приобретаете
конструктивно сложный товар, необходимо понимать и осознавать особый механизм
его возврата и обмена.
Прежде всего технически сложные товары - это
потребительские товары длительного пользования, имеющие сложное внутреннее
устройство и выполняющие пользовательские функции на высоко технологическом
уровне с использованием различных энергоресурсов.
В этой связи, Законом Российской Федерации от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав
потребителей) предусмотрен особый порядок возврата и обмена технически сложных
товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 10.11.2011 № 924.
К таким товарам относятся:
оборудование навигации и беспроводной связи для
бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран
и обладающее двумя и более функциями;
системные блоки, компьютеры стационарные и
портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные
машины;
лазерные или струйные многофункциональные устройства,
мониторы с цифровым блоком управления;
комплекты спутникового телевидения, игровые приставки
с цифровым блоком управления;
телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;
цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и
оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;
холодильники, морозильники, комбинированные
холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные
и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и
комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные
газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные
газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи,
роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели;
часы наручные и карманные механические,
электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями;
инструмент электрифицированный (машины ручные и
переносные электрические).
Различный механизм возврата и замены такого товара
зависит от срока обнаружения в нем соответствующих недостатков.
Так, например, потребитель вправе требовать замены
технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи
и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того,
насколько существенными[1] были отступления от требований к качеству товара,
если требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи
потребителю (абзац 8 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей,
пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
28.06.2012 № 17).
По истечении пятнадцати дней со дня его передачи отказ
от исполнения договора купли-продажи либо требование о замене технически
сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из
перечисленных в пункте 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей случаев:
обнаружение существенного недостатка товара (пункт 3
статьи 503, пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации);
нарушение установленных Законом о защите прав
потребителей сроков устранения недостатков товара (статьи 20, 21, 22 Закона о
защите прав потребителей);
невозможность использования товара более 30 дней (в
совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие
неоднократного устранения его различных недостатков.
При приобретении технически сложного товара
ненадлежащего качества в интернет-магазине (дистанционным способом) действуют
те же правила возврата, что и при совершении покупки в «обычном» магазине.
Особо следует отметить, что в соответствии с новыми
правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи технически
сложные товары бытового назначения надлежащего качества (без недостатков), на
которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, не подлежат обмену
в порядке и по основаниям, установленным статьей 25 Закона о защите прав
потребителей.
Однако при приобретении таких товаров дистанционным
способом действуют иные правила, поскольку приобретение товара в
интернет-магазине не похоже на покупку в «обычном» магазине тем, что на стадии
выбора товара и во время оформления сделки ознакомиться с ним возможно только
по описанию, поэтому законодатель установил дополнительные гарантии для защиты
прав потребителя от недобросовестных действий хозяйствующего субъекта.
В связи с этим, при приобретении технически сложного
товара бытового назначения дистанционным способом его возврат (применительно к
товару надлежащего качества) возможен в любое время до его передачи, а после
передачи товара - в течение семи дней, в случае, если сохранены его
потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и
условия покупки указанного товара.
Отсутствие документа, подтверждающего факт и условия
покупки технически сложного товара бытового назначения у продавца, не лишает
потребителя возможности ссылаться на другие доказательства его приобретения
(пункт 4 статья 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Возврат товара ненадлежащего качества осуществляется
следующим способом:
- Возврат товара осуществляется посредством оформления
заявки в Личном кабинете.
- Срок рассмотрения заявки не превышает 7 (семь) рабочих
дней.
- В случае, если по результату рассмотрения заявки
Продавцом принято положительное решение, покупатель может передать товар для
возврата в Пункт выдачи заказов Boxberry.
- В случае отклонения заявки, покупатель вправе
обратиться в независимую экспертизу. В случае, если независимой экспертизой
будет подтверждено право покупателя на возврат товара, все расходы покупателя,
связанные с проведением независимой экспертизы подлежат возмещению Продавцом.
[1] Существенный недостаток товара - неустранимый
недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных
расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь
после его устранения, или другие подобные недостатки (абзац 9 преамбулы Закона
о защите прав потребителей).